Основное меню

Эльбрусианские хроники 2015

Скайраннинг.

Небесный бег. Вид атлетики, который раздвинул границы и горизонты альпинизма. Скоростные восхождения на вершины стали реальностью и буквально взорвали умы альпинистского сообщества. Прошло время, и скайраннинг стал признанным видом спорта. До сих пор, к счастью ли, нет ли, скайраннинг - наряду со ски-альпинизмом и ледолазанием - пребывают в альпинистской семье. Они  являются официальными дисциплинами российского альпинизма, со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. Они имеют свои разрядные требования, достаточно адекватные для каждого из видов, но присуждаемые как разряды по альпинизму, а это создаёт массу накладок и поводов для споров. Но все споры заканчиваются тогда, когда, приходит пора выходить на тропу и доказывать самому себе, что как бы это не называлось, но ты это можешь делать и ты этого достоин! А когда раздаётся стартовый выстрел, и сотни лыжных и телескопических палок вонзаются в траву, грунт, снег, или лёд, а десятки пар саламонов и иновЭйтов сцепляются с рельефом, то исчезает, испаряется и сама мысль что-то себе или кому либо  доказывать.

Оставались считанные дни, часы, до начала второго  этапа Кубка России по альпинизму, в дисциплине «Скайраннинг».

Как натянутый лук ощущает себя, думаю, каждый участник предстоящих гонок. Ещё несколько десятков часов, и можно будет отпустить тетиву намерения и послать свое тело стрелой в небо! Конечно, скажете вы, что за патетика… Ведь карабкающегося, порой, на четвереньках, в гору, человека, трудно сравнить с летящей в небо стрелой! Да и внутри, задыхаясь от нехватки кислорода, рвя зубами воздух, ты себя стрелой не ощущаешь. Но! В конце концов, наступает мгновение, когда тебе удается воспарить над окружающим Миром, над лежащими под ногами облаками, над своими слабостями, и вот ради этого мига и стоит делать то, что мы делаем!

Второй этап Кубка России можно назвать главным этапом  для атлетов. Ведь этот этап проводится на высочайшей вершине Европы: знаковой для многих Горе – Эльбрусе. Пожалуй, известный всем, седой, белоснежный двуглавый Эльбрус взирает на мир с высоты 5 642 метра. Это высота его Западной вершины. Именно на неё - из самой долины, от начала канатной дороги -  предстоит нам бежать.

Что было до нас? До тех, кто через несколько дней побежит на Эльбрус?  Были ультрамарафоны из села Верхний Баксан до Западной вершины, были отборки по принципу скорости в высотную сборную СССР перед первым, советским восхождением на высочайшую вершину планеты - пик Эверест. Были так же другие гонки советских альпинистов, которые проводились до начал 90-х годов. Затем, наступи, более чем десятилетний перерыв в забегах на эту Гору. И вот, с 2005-го года и по сей день подобные соревнования вновь начали набирать обороты. Да ещё какие! Сейчас, в мае 2015 года, здесь собралось более трёхсот спортсменов со всех уголков России, и пока всё не началось, захотелось мысленно вернуться к своим, проведённым на  Эльбрусе, гонкам.

Началось всё для меня и нашей команды в 2006-м году. Мы представляли тогда Казахстан и Кыргызстан. Как-то так сложилось, что в первый же приезд сумели установить сразу три рекорда. Женский рекорд скорости,  установленный алматинкой Светланой Шариповой, и два мужских – Дениса Урубко и мой. Дело в том, что забеги с 2005-го года проводятся по двум дистанциям. «Классика» начинается с высоты 3850, от самой верхней точки канатной дороги «Бочки»,  дистанция «Экстрим» начинается с бега с самого низа - от Поляны Азау - с высоты 2350 метров. Результат Дениса в «экстриме» казался фантастикой: он преодолел дистанцию с перепадом более чем три километра за 3 часа 55 минут! Но шли годы, и оказалось, что человеческие возможности бесконечны. Рекорды на Эльбрусе стали меняться практически каждый год. Спортсмены «разгонялись» от года к году.

2008-2009-2010-е годы принесли несколько побед и призовых мест нашей команде. Забеги стали проводиться два раза в год. В мае, ежегодно, Санкт Петербургская компания Red Fox стала проводить целый фестиваль экстремальных видов спорта, включающий и несколько забегов на склонах Эльбруса. Появились ски-альпинисты, появились гонки на снегоступах. Стали приезжать люди со всего мира. Поляк Анджей Баргель, один из лидеров команды Salomon, установил новый рекорд в экстриме, пробежав её за 3 часа и 28 минут, улучшив время Дениса, почти на полчаса. Мне тоже удалось улучшить свой результат 2006-го года на 12 минут, пробежав за 2.34 трассу от Бочек.

В этот же период  мы ходили на Эльбрус  вместе с Александром Викторовичем Конопасевичем - почётным членом нашей команды и ныне Председателем Совета Директоров ОАО «Плюс Банк». И то восхождение запомнилось своей суровостью: жёсткость климатических условий доходила в районе Седловины Эльбруса до минус 60 градусов С - эта характеристика рассчитывается с учётом скорости ветра. 

Каждое восхождение на Эльбрус  сурово само по себе. Слово «сурово» вообще очень к лицу этой огромной Горе. Каждый год здесь, вне зависимости от времени года, гибнут люди. У горы, помимо обычных альпинистских трудностей, много неприятных сюрпризов. Огромные, разорванные трещинами, ледовые поля гигантского панциря горы становятся ловушкой для всех, кто по причине непогоды, туманов или темноты сбился с маршрута, с тропы. В настоящее время с появлением навигаторов такие случаи происходят реже, но происходят. Про климат я уже упомянул: практически непрекращающийся западный ветер и осадки, которые могут начаться внезапно, впрочем, как и в любых горах. Учитывая всё это не трудно понять, что для скоростных восхождений эта гора является чрезвычайно экстремальным вызовом. Ведь скайраннер для увеличения скорости использует более лёгкую обувь, одежду. Избавляется от всего лишнего. Вместо тяжёлых стальных кошек зачастую используются просто кроссовки с небольшими металлическими шипами. К слову сказать, маршрут забегов на Эльбрус, как и многие другие трассы гонок, включённых в Кубок России, имеет альпинистскую категорию трудности. В Европе, например, соревнования по скайраннингу на классифицированных альпинистских трассах не проводятся.  Конечно, одиночки бегают и на очень сложные вершины, но массовые соревнования не проводят. Да и горы, выше чем Эльбрус, в Европе нет.  А высота - один из главных соперников человека на его пути к вершине. Для интенсивной работы организму требуется много кислорода, а его с каждым метром вверх становится всё меньше и меньше. 


Итак, карты разложены. Надо играть.

На эльбрусском этапе скайраннинг представлен двумя гонками: Вертикальный километр, или, как его называют спортсмены, «вертикалка» и скаймарафон. Вертикалка – гонка короткая, как правило, и  из-за этого очень жёсткая, плотная. Длина дистанции, в среднем, около трёх километров, за которые ты набираешь по высоте ровно тысячу метров. Любимая дистанция для всех горников  - альпинистов, туристов, некоторых лыжников и велосипедистов. В общем, людей, которые всю жизнь тренируют мышцы «в горку» (на байке, человек всегда имитирует, как бы, ходьбу в гору. Поэтому, из велосипедистов вышло много сильных сайраннеров). Тем же, кто пришёл из «равнинных» гонок, здесь тяжелее: их трассы - это более пологие и длинные скайрейсы и марафоны. Но это различие, конечно же, нивелируется при долгом занятии скайраннингом. Ещё огромная разница на какой высоте вертикалка проводится: одно дело бежать в гору на высоте «от моря», другое дело стартовать уже выше 2000 метров. В лыжах и биатлоне этапы, проводимые на высотах 1500 метров, уже считаются «горными» и не каждый спортсмен их сразу тянет. И буквально каждому необходима заблаговременная акклиматизация. Ну, не будем сейчас вдаваться в спортивную физиологию. Расскажем об акклиматизации и гипоксии, в другом материале - о забегах на вершины выше 7000 и 8000 метров. Да-да

Вертикалка.

Я ещё ни разу не видел такого скопления атлетов на российских стартах. Это в Европе число участников подобных гонок может достигать нескольких тысяч человек и, пожалуй, с прошлого года к самым массовым забегам на гору можно отнести уральский скаймарафон на гору Конжак.

320 человек, со всех уголков России собрались побороться именно на вертикалке как на самой популярной дистанции скайраннинга. Приехали, также, представители ещё многих государств. Я же уже второй год участвуя в российской серии, представлял свой родной Новосибирск и, конечно же, наш Плюс Банк, команду «Плюс Банк на высоте» и Red Fox Asia – азиатское подразделения профессиональных спортсменов, представляющих спортивное снаряжение этого бренда. Ну, вот и поехали. Слава Богу, что стартовые ворота этой гонки очень большие – бежим по горнолыжной трассе. Всё равно, пришлось чуть-чуть потолкаться. Местами бегом, местами лыжным шагом, с упором на палки, пелатон, потихонечку стал растягиваться в одну линию – по следам идти удобнее, чем без них. Бежать пришлось по схваченному утренним морозом «вельвету» - ротрачному следу. Часть спортсменов бежали с металлом (маленькими шипами в подошве кроссовка), некоторые доверились чисто резиновому протектору. У меня был настрой повторить свой результат пятилетней давности -  пройти за 55 минут.  Видимо, недостаток акклиматизации сказался, и мне это не удалось. Я почувствовал уже на отметке 500 метров по высоте, что двигаюсь не со своей обычной скоростью. В голове, как стало уже привычным, включился калькулятор – когда тебя кто-то «прошивает» (обгоняет), считаешь «+1», когда обгоняешь ты, «-1». Когда понимаешь, что тренд на понижение, появляется радостный азарт, когда наоборот - немножко злишься на себя. На отметке 800 метров стал замечать, что многие, видимо, не «горники», начинают «отваливаться». Это придало силы и перед финишем я «подъел» ещё несколько человек. В результате, ухудшив свой результат, на этой трассе на 4 минуты, я, заняв хоть и невысокую позицию, всё же уверено втиснулся в плотную рейтинговую сороковку скайраннеров России, выполнив, тем самым, свой план-минимум. На финише, на высоте 3500, возле станции «Мир», шёл снег, задувал гонный бриз из долины, и поили горячими напитками. Стоял непрекращающийся шум от кричащих болельщиков, подбадривающих спортсменов, пославших себя в финишный спурт – последний рывок, где каждый, по каплям, старался выжать из себя оставшиеся силы. Гонка проходила по международным стандартам, так как входила, кроме российской, ещё и в мировую серию гонок, поэтому у каждого спортсмена был электронный чип, который фиксировал финиш автоматически. Иначе было бы трудно в некоторых случаях определить, кто первее,  фотофинишем, пока скайраннерские забеги не оборудуют , а финишировавших практически одновременно атлетов было много. Сильная конкурентная борьба была на самом финише у девушек. Такой накал страстей! В отличие от мужчин, у представительниц прекрасного пола, казалось, борьба шла не на жизнь, а на смерть. Решалась судьба, кто поедет на Чемпионат Европы по вертикальному километру.  Девушки, да и многие мужчины, падали в снег, пройдя финишную черту и было это нормально для такой гонки.

Эльбрус. Западная. Дотерпели.

За всю свою карьеру, проведя на Эльбрусе 11 гонок, я ни разу до этого дня не выступал на трассе «Экстрим». Но настала пора…  Перепад при непрерывном подъёме 3 километра и 300 метров. Конечно, доводилось бегать, трёхкилометровые перепады даже и на более космических высотах, но…  скорости там, всё же, были ниже. Да и отношение, и внутренний настрой там были больше как к скоростному альпинизму, а не как к спортивному состязанию в горном беге.

На старт дистанции «Экстрим» вышли 45 спортсменов. Ещё 120 человек стартовали от Бочек. Нужно было немного придержать себя на старте, не забывая, что это не короткая и жёсткая вертикалка, а длинный и тактически сложный подъём, протяжённостью в 12 километров. Чувство тактики здесь - это необходимое условие. Факторов же много. Очень много. К примеру, температура воздуха на старте и на финише может различаться на 30 градусов. Летом на каждые 100 метров воздушного столба температура падает, примерно, на один градус, зимой - на 0.7 градуса, весной  - что-то среднее. Но ветер и время тусуют в горах воздушные массы так, что мозаика температур может быть какой угодно. Возможно, вы начнёте восхождение в трёх слоях одежды, а на вершину выйдите в одном. Хотя, обычно бывает наоборот. Да, по-разному. А как правильно одеться, для скайраннера один из самых серьёзных, тактических вопросов. Нужно и не перегреваться, и не мёрзнуть. Многие могут думать, что лучше, чтоб было потеплее – от жары ещё никто не умирал. А попробуйте представить автомобиль, ползущий круто в гору (пусть, даже зимой), да ещё на пятитысячных высотах. Одно спасение – радиатор. Иначе на подъёме есть вероятность закипеть. И вот вы берёте и закрываете радиатор наглухо непродуваемым чехлом. Через сколько метров перегреется двигатель? Так и наш организм работает. Перегрев такая же проблема, как и переохлаждение, когда речь идёт не об угрозе жизни, конечно, а о скорости движения в гору. Так что у атлетов было над чем поломать голову. Это касалось и опытных горников, и тех, кто пришёл из «тёплых» видов спорта, и тех, кто вышел на подобные старты впервые.

Начало гонки, всё-таки, получилось быстрым. Вперёд устремился «Король» этой трассы – Виталий Шкель, выступающий за Москву, Кабардино-Балкарию и Вооружённые силы России. Какое-то время пелатон держался за ним, но ещё до отметки вертикального километра Виталий ушёл в одиночное плавание. Его задачей, так же как и задачей чемпионки среди девушек Оксаны Стефанишиной, было не только прохождения дистанции Кубка России до вершины, но и попытка установить рекорд трассы «Вверх – вниз», то есть ещё и спуститься с горы на скорость. Сразу скажу, им обоим это удалось, и все мы стали свидетелями рождения ещё двух мировых рекордов от Виталия и Оксаны.

Погода была ясной. Но это единственное позитивное слово, которое могло бы её характеризовать в тот день. С запада дунуло, практически, через сто метров после старта. И этот плотный, западный ветер, играл с нами до самой Западной вершины. Для меня этот, как оказалось, 6-ти часовой, безумный марафон, растянулся в одну карманную Вечность.  Организаторы устроили для бегунов экстрима на Бочках «транзитку» с заброской, то есть большую палатку, где лежали наши вещи, необходимые для дальнейшего движения к вершине. Это было зарегламентировано. Там были кошки, самостраховки и дополнительная обувь и одежда. К этому времени многие подмёрзли уже так, что переодеваться и переобуваться им помогали судьи,  волонтёры и болельщики. Руки, у большинства, не слушались. Западный ветер, одерживал маленькую победу в этой игре. Выше Бочек мы потихонечку стали  «подбирать» тех, кто стартовал «классику». «Классика» не входила в рейтинговую серию гонок, ни в Российском календаре, ни в мировом. Тем не менее, там собрался мощный кворум достаточно сильных спортсменов. Правда, начав их обгонять, я потерял счёт «своим» и отключил внутренний калькулятор. Было не понятно, где мои соперники, а где нет. Да уже было и не важно. Я полностью сконцентрировался на гонке: дыхание, не закиснуть, длина и частота шага, не обморозиться. Как выяснилось позже, из стартовавших снизу 45-ти человек, 24 сошли с дистанции, не выдержав этой борьбы, либо же, по каким-то причинам, потерявших мотивацию продолжать гонку. Такое тоже бывает. Например, один из ведущих российских спортсменов Ильяс Альчибаев, только что вернувшийся с одной из самых сумасшедших в мире гонок, проходившей в Альпах, где они с лыжами и на лыжах, в связке, бежали 45 километров опасной «пилы», увидев, что не может бороться с Виталием, сошёл на высоте 5100 метров, на седловине.

Заключительный отрезок к вершине нужно было преодолевать лицом на запад. Ветер просто останавливал. Палки давно были подмышками, так как руки ничего не чувствовали. Если честно, то это был самый мучительный финиш в моей жизни. Первые хоть какие-то эмоции и мысли стали приходить уже на спуске, ближе к бочкам, куда мы неслись бегом, чтобы не замёрзнуть с Ириной Сафроной, которая тоже сумела дотерпеть и пройти всю дистанцию, поддерживая  своё реноме горных гонщиков. Выйду ли я ещё раз в жизни на старт этой трассы? Уже начал готовиться. В этот раз это было чуть-чуть выше моих сил, и я дотерпел, став 11-м из 45 по России. Буквально на зубах, но принимать такие вызовы нужно. Почему нужно? Из одного рассказа в другой, мы постараемся объяснить, почему и зачем мы это делаем.

Впереди ещё 10 кубковых гонок!

Плюс Банк на высоте!