Основное меню

Зимнее восхождение команды Плюс Банка на пик Брайтхорн в Швейцарии

В начале января команда Плюс Банка совершила восхождение на одну из вершин в Швейцарских Альпах - пик Брайтхорн, высотой 4164 метра над уровнем моря. На это восхождение решили выйти основным составом. В столице швейцарского альпинизма - уютном Цермате - утром 10 января 2013 года собрались для восхождения Даурен Жаксыбек, Александр Конопасевич, Алексей Парфёнов, Елена Черкашина и Андрей Пучинин.

Символом швейцарского альпинизма является пик Маттерхорн – величественная, остроконечная, с четырьмя правильными пирамидальными гранями, гора. Этот скалистый пик так же является одним из наших самых желанных объектов для восхождения. Но это приключение мы храним на летний сезон. Зимой мы решили выбрать большую снежно-ледовую гору и поэтому выбор наш пал на стоящий неподалёку от Маттерхорна пик Брайтхорн. Из узкой долины, в которой расположен деревянный, как будто средневековый городок Цермат, пик не видно. Над долиной царит Маттерхорн. Но как только начинаешь подниматься на канатной дороге вверх, слева от Маттерхорна появляется двуглавая громада Брайтхорна. Сам же маршрут, на который мы нацелились, недлинный. Перепад высоты чуть более трёхсот метров. Начало маршрута - это огромные, фирновые зимой и снежные летом, поля. На этих полях, в случае непогоды или же тумана, немудрено заблудиться. Поэтому верными спутниками на восхождении становятся навигатор и компас. Предполагая, что снег на этих бескрайних полях может быть и не такой твёрдый, мы взяли с собой по паре снегоступов, но фирн оказался очень жёстким и мы, отметив точку в навигаторе, оставили снегоступы, воткнув их посильнее в снег, чтобы не унесло ветром.

Зимний альпинизм совсем не похож на летний. Иногда кажется, что это совсем разные вещи. Хотя и летом в горах очень легко можно ощутить низкие температуры, но, тем не менее, сравнивать эти два время года очень сложно. Дело не в температуре, хотя постоянный холод и выматывает. Существует даже термин «холодовая усталость». А дело в том, как эта продолжительная и сверхнизкая температура изменяет всё вокруг, в особенности рельеф. Там, где летом можно было бы пройти по сухим скалам, путь преграждают снежные заносы, стоящие вертикально вверх, под неимоверным углом. Или там, где летом обычная пешеходная тропа по снегу, где можно идти спокойно с лыжными палками, зимой выдутый лёд, который у альпинистов называется «бутылочное стекло», и что бы пройти его, нужны самые острые кошки и ледовые инструменты.

Вот и сейчас нужно было провести разведку и рекогносцировку маршрута. Какой он бывает летом, мы прекрасно представляли, а вот зимой? На всякий случай, учитывая неожиданные изменения в характере рельефа, снаряжение взяли на все случаи жизни (как оказалось впоследствии, не зря). Кроме навигационных приборов, на случай непогоды и отсутствия видимости и снегоступов на случай глубокого снега, мы вооружились ледовыми крючьями (ледобурами) и ледовыми инструментами – ледовыми молотками, которые, чаще всего в последнее время заменяют восходителям ледорубы. И 9 января двойка Пучинин-Черкашина вышли на маршрут, чтобы определиться с выбором снаряжения и тактики для основной команды, которая должна была прилететь в Цермат на следующий день.

Восхождение на пик Брайтхорн, так же как и на Маттерхорн, начинается очень приятно: с продолжительного подъёма на канатной дороге до станции, носящей название Кляйн Маттерхорн (Klein Matterhorn), расположенной на высоте 3883 метра над уровнем моря. Сначала едешь в очень комфортных, современных вагончиках, рассчитанных на 8 сидячих мест, которые пройдя несколько промежуточных станции и поворотов, довозят вас до начала старой маятниковой дороги, откуда начинается подъём на огромном красном трамвайчике-фуникулёре, где все альпинисты и лыжники (которых несравненно больше) стоят, набившись как сельди в бочке. Такое столпотворение происходит потому, что эти вагончики ходят раз в двадцать-тридцать минут, а желающих скатиться по ледникам и снежным склонам с самой высокой горнолыжной станции очень много. Выйдя на верхней точке Кляйн Маттерхорна и проводив взглядом умчавшихся вниз лыжников и сноубордистов, мы закинули рюкзаки и снегоступы за спину, двинулись к перевалу Брайтхорн по пологим фирновым просторам с совсем небольшим набором высоты. Фирн, как я уже говорил, оказался на проверку очень жёстким, и снегоступы повисли ненужным грузом. Но мы всё же решили понести их ещё не много, до подъёма на перевал. Зимние ветра сформировали фирновый покров очень жесткими волнами-застругами, которые иногда проламывались под нашими ногами, но, в целом, идти было легко, несмотря на высоту в 4000 метров. Выбравшись на перевал Брайтхорн, мы, благодаря отличной видимости, смогли разглядеть и оценить наш маршрут. Здесь же, под маршрутом, мы встретили ещё две двойки, готовившихся к восхождению и одевающих снаряжение. Одна группа была из Москвы, другая - из Канады. Мы тоже, быстро одевши альпинистские страховочные системы и нацепив на ботинки кошки, поспешили наверх. Работы было ещё много, а крайний воздушный трамвайчик уходил вниз в 15:30. Ночевать на станции канатной дороги или же спускаться вниз по горнолыжным трассам мы не намеревались, поэтому увеличили темп. Склон становился всё круче, и мы, наращивая темп, обогнали впереди идущие двойки. Достигнув гребня, мы осмотрелись. Как и предполагалось, достаточно острый вершинный гребень стал по-зимнему ледовым. Сверху, казалось, был фирн, но в трёх сантиметрах под ним оказался жесткий, «бутылочный» лёд. Пригодилась и верёвка, и ледобуры. Одновременно страхуясь, наша маленькая команды в 13:45 9 января вышла на вершину Брайтхорна. Во все стороны, куда ни обернись, были видны ощетинившиеся пиками Альпы. Но величественнее всех, прямо напротив Брайтхорна, одиноко парил над ледниками и хребтами «Пик на лугу», в переводе Маттерхорн. И залезть на него нам захотелось ещё больше. Сделав несколько снимков на вершине, запечатлев панораму Альп, мы осторожно поспешили вниз. До закрытия канатной дороги оставалось полтора часа. Тут мы припомнили, как неделю назад, проводя разведку зимнего восхождения на высочайшую точку Альп и всей западной Европы - пик Монблан - попали в подобную ситуацию. Правда там, во французских Альпах, нам повезло меньше и пришлось заночевать у гостеприимных сотрудников самой верхней во Франции станции канатной дороги на пике Эгий Дю Миди на примерно похожей высоте порядка 3800 метров над уровнем моря. Тем вечером мы, возвращаясь с разведки маршрута на Монблан, разглядели, как нам показалось, не очень сложный маршрут на Эгюй Дю миди, который выходил прямо к станции, и решили таким образом «сократить путь». Правда, маршрут с каждым метром стал становиться всё сложнее и сложнее, приобретая временами совершенно вертикальный, отвесный характер. Так как снаряжение мы на подобные сложности не рассчитывали, то с середины маршрута начали спуск вниз. Пришлось огибать скальный массив Эгюй Дю Миди снова. Уже темнело и шансов успеть на фуникулёр не оставалось. На наше счастье, на станции дежурили двое смотрителей, и они, накормив нас супом и напоив кофе из автомата, выделили нам два спальных места, за что мы им благодарны до сих пор. И вот теперь, ускоряя наш темп в сторону Кляйн Маттерхорна, мы с улыбкой вспоминали, как карабкались в темноте, под альпийскими звёздами наверх. Туда где видели огни станции, а внизу, под ногами ярко раскинулись звёзды отелей Шамони. В этот раз мы успели с хорошим запасом, хотя крайние триста метров мы. На всякий случай с Леной пробежали.

К огромному сожалению восходителей, на следующий день 10 января, с приходом циклона начался шторм, и видимость упала до 10-15 метров. В таких сложнейших условиях команде предстояло двигаться на высоте более 4000 метров. Несмотря на сильную непогоду, руководствуясь нашим знанием маршрута и засечками навигатора, команда успешно вышла на перевал Брайтхорн и, трезво оценив обстановку, приняла решение ограничиться вчерашним восхождением на Гору нашей двойкой и не рисковать сегодня: риск поморозить лица и конечности в такой шторм был серьёзный.

Таким образом, несмотря на зимние штормовые условия, команда Плюс Банк на высоте сумела вписать ещё одну страницу в свою историю. Двойка, в составе Елены Черкашиной и Андрея Пучинина 9 января 2013 года успешно взошла на пик Брайтхорн в швейцарских Альпах.